Детские страхи: основные группы, причины, симптомы и лечение

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста — одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться. Виды детских страхов Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста. Ситуационные на основе собственного опыта. Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова. Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей.

Коррекция детской фобии на темноту

В процессе создания куклы-мотанки ребёнку рассказывается, что такие куклы наши предки создавали для защиты своего дома, это кукла-обрег. Алина 5 лет — страх идти в садик, оставаться без мамы дома. В анамнезе — слишком раннее начало посещения ДОУ 1 год 7 месяцев.

Коррекция детских страхов может осуществляться различными . После реализации программы страхи темноты; страшных снов; когда очень глубоко;.

Материалы Всероссийской недели психологии образования Дата публикации: Каждый психолог знает, что делать с ребенком, который боится темноты или контрольных. Игры, рисунки, песок, пластилин … — арсенал специалиста воистину огромен. Однако большое значение в успешном преодолении страхов имеет конструктивная позиция родителей. Для решения проблемы детских страхов психологу важно понимать, какие семейные факторы приводят к их появлению или стабилизации и какие рекомендации можно предложить родителям в зависимости от того, какие семейные факторы усугубляют детские страхи.

Страх — эмоциональная реакция на опасность, возникающая при восприятии человеком ситуации или объекта как угрожающей его спокойствию и безопасности Л. Ибахаджиева, переживание страха может быть вызвано как реальным объектом, так и нереальным, воображаемым. В отечественной психологии принято делить детские страхи на витальные и социальные такой классификации придерживаются А.

Отметим, что в современных исследованиях можно встретить и более детализированные классификации. Кочетова выделяет следующие виды страхов: Признавая всю ценность детализированных классификаций, мы в целях практической работы ограничимся выделением витальных и социальных страхов. Психологические исследования показывают, что в онтогенезе сначала появляются витальные страхи, с момента поступления ребенка в школу возрастает доля социальных страхов.

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)

Игровое занятие по коррекции страха темноты. Юлия Захарова Игровое занятие по коррекции страха темноты. Снятие страхов перед темнотой.

Один из них связан с коррекцией отклонений в эмоциональной сфере, .. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты.

Он взял колокольчик, подошел в угол норы, подвинул солому и сказал: Это же Земляной червячок! Неожиданно за порогом послышались чьи-то быстрые шаги и грозное фырканье. Волчонок выглянул из норки и поднял над головой чашечку со светлячками. Ветер качает их, и тени шевелятся, — объяснил дядюшка Крот. Теперь я знаю, что бояться мне некого! Вот, возьми эти огоньки. Ты справился со своими страхами, просто посветив на дорогу светлячками!

Всего тебе доброго, мне пора! В норе снова стало темно. Но темнота больше не пугала Волчонка. И хотя ночью начался ливень, отремонтированная крыша не подвела. Этой ночью родителям Волчонка все-таки удалось поохотиться. И наутро Волчонка ждал вкусный завтрак.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СО страхаМИ

Специалисты отмечают, что боязнь темноты заложена на подсознательном уровне, то есть она связана с природным инстинктом самосохранения. Если окунуться в прошлое, тогда мы найдем ответ, почему человек связывает свою безопасность со светом и чувствует угрозу в темноте. Около полумиллиона лет назад человек научился добывать огонь. Огонь символизировал день, солнце, тепло, защиту. Темнота же наоборот вызывала благоговейный ужас и заставляла людей объединяться в группы, выставлять караул и поддерживать огонь на протяжении долгого времени.

У каждого из нас в подсознании есть запись на уровне ДНК о том, что если светло, значит безопасно.

Прежде чем приступать к коррекции детских страхов, необходимо выяснить, каким Испытуемы страх животных, Бабы Яги, высоты и темноты.

Когда следует обращаться к психологу? Внутренний мир ребенка полон фантазий и эмоций, которые формируют привычки, симпатии, особенности поведения. Мысли крохи не всегда безоблачны, а эмоции положительны, ведь многое во взрослом мире малыш не может объяснить для себя. В результате появляются безотчетные страхи, один из которых — боязнь темноты. Со страхом темноты сталкивается подавляющее большинство детишек С наступлением сумерек мир теряет краски, очертания становятся размытыми, а тени от домашних предметов — зловещими.

В это время в полной мере проявляется детская фантазия. Ребенка пугает не темная комната, а то, что она скрывает.

Чудовище под кроватью: психология и коррекция детских страхов

Развитие дорисовка ситуации, с возможными последующими решениями. Украшение мрачного, преобразование в красивое. Приведу несколько примеров успешной коррекции детских страхов с помощью рисования. На рисунке изображен спящий ребенок, который посреди ночи неожиданно видит, как из-за двери высовывается медуза, а с потолка из угла на него смотрит и перебирает лапами страшный и крупный паук.

Подобное состояние описано в трудах А. При таком реальном и конкретном ужасе мы вначале выяснили, кого больше всего боится ребенок —- паука или медузу.

Страх темноты у дете один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых.

Рекомендации о предотвращении детских страхов Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой. Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара.

Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, страхи у ребенка, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве. Суть детского страха Что же такое детские страхи и какова их природа происхождения?

Страх — это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ детских страхов, специфика их такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а само возникновение проблемы обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Источником для воображения ребёнка является его окружение, в частности, взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы пожаров, стихийных бедствий, ДТП и прочих несчастных случаев.

Игровое занятие по коррекции страха темноты.

Сюда можно отнести и фольклор в виде сказок, страшилок и т. Если рассматривать боязнь темноты с точки зрения науки, то такую фобию можно отнести к природным инстинктивным страхам, которые возникают абсолютно у любого человека на подсознательном уровне и считаются вариантом нормы. Что-то вроде инстинкта самосохранения, когда мы опасаемся того, чего не знаем или считаем это потенциально небезопасным.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.).

Светлячки Психокоррекционная сказка коррекция страхов: Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.

Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Главная Дети страхи у детей Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде фобий. Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации.

Многие фобические реакции (страхи) порождаются таким образом, например, страх темноты. Но это не значит, что страхи не поддаются коррекции.

Коррекция детских страхов у детей лет Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей лет страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Тем не менее, существует группа детей не имеющих психиатрического диагноза , которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке.

Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.

Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Последний фактор оказывается немаловажным: Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок: Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей лет.

В основу методики легли следующие принципы:

5 СТРАХОВ У ДЕТЕЙ